Постройки Гауди
За площадью Каталонии начинается район Эшампле, возникший в 19 веке, когда Старый город был уже не в состоянии вместить все население Барселоны. Здесь проходят основные улицы Нового города — бульвар Грасиа с его всемирно известными зданиями в стиле модерн, параллельная ей Рамбла де Каталония, утопающая в зелени и заполненная террасами кафе, магазинчиками, художественными галереями. С запада Эшампле ограничен главной транспортной артерией города — проспектом Диагональ, пересекающим почти всю Барселону. Особую роль в архитектуре района занимают работы Антонио Гауди, ставшие символами Барселоны во всем мире.
Антонио Гауди, родившийся в пригороде Таррагоны, переехал в столицу Каталонии в семидесятых годах 19 века. Здесь он окончил школу архитектуры и делал первые шаги на пути к званию самого модного архитектора Барселоны. Его карьера резко пошла в гору после знакомства с богатейшим текстильным магнатом Каталонии, Эусеби Гуэлем. Именно он стал заказчиком первых больших проектов Гауди, одним из которых стал прекраснейший Парк Гуэль.
Приглашаю вас на мои экскурсии, посвященные творчеству Антонио Гауди
Парк Гуэль
Парк Гуэль задумывался как жилая зона, своего рода город-сад, для этого Гуэль приобрел земли на западной окраине Барселоны, разделив их на участки для частных особняков. Гауди и его соратники укрепили и обустроили склоны, на которых располагался парк. Возвели павильоны входа, колоннаду, знаменитую извилистую скамью, а также несколько жилых домов, как образцы для покупателей. Однако план потерпел фиаско, горожане не захотели приобретать жилье на окраине города. Поэтому построенные здесь дома выкупили Гуэль и сам Гауди (теперь здесь расположен его дом-музей) и друг архитектора. Земли были проданы муниципальным властям Барселоны и превращены в городской парк.
Достопримечательности парка Гуэль начинаются еще у центрального входа, где расположены сказочные домики, которые были построены для управляющего парка и администрации. Далее следует парадная лестница, украшенная фонтанами, которая ведет в зал со ста колоннами, на лестнице установлена фигура саламандры из мозаики, а также мозаичное панно с изображением четырехполосного флага Каталонии и змеиной головы. Центральным ансамблем парка является терраса над колонным залом с расположенной на ней изогнутой скамьей в форме морского чудовища.
Она украшена мозаиками из керамики и цветного стекла, а спинку специально лепили по форме спины сидящего на ней человека. В парке Гуэль можно провести довольно длительное время, гуляя по тенистым аллеям, слушая концерты уличных музыкантов и наслаждаясь видами Барселоны, билет лучше купить заранее на официальном сайте парка.
Прочитать о билетах в Парк Гуэль
Храма Святого Семейства
Антонио Гауди автор одного из известнейших символов Барселоны, храма Святого Семейства, строительство которого началось в 1882 году на частные пожертвования и продолжается до сих пор. По задумке автора церковь спланирована в форме латинского креста и имеет 3 фасада, Рождества, Страстей Христовых и Славы. Каждый фасад должны были венчать 4 башни, посвященные одному из 12 апостолов. Над средокрестием должно возвышаться еще 4 более высоких башни, символизирующих евангелистов, а над ними высочайшая башня Иисуса и меньшая по размерам колокольня Девы Марии. При жизни Гауди успел соорудить лишь большую часть фасада Рождества Христова, украшенного скульптурными группами с изображением сцен рождения и земной жизни Иисуса Христа. Архитектор посвятил этому проекту 43 года своей жизни, оставив после себя чертежи и наброски внутреннего убранства и недостроенных фасадов храма, по которым ведутся строительные работы и сейчас. Билет также стоит купить в интернете заранее, чтобы избежать очередей, успеть осмотреть внутреннее убранство собора и подняться на его высокие башни.
Дом Бальо
Гауди также стал автором нескольких жилых домов в районе Эшампле, из которых особый интерес представляют дом Бальо и дом Мила. Дом Бальо, расположенный на бульваре Грасиа, был построен еще в конце 19 века как доходный дом и принадлежал текстильному магнату Бальо. Гауди полностью перестроил его фасады, изменил внутреннее устройство, добавил мансарду и террасу крыши, создав один из шедевров позднего периода своего творчества.
Волнистые очертания фасада напоминают силуэт дракона, чешуя которого хранит кости и черепа своих жертв, они просматриваются в форме балконов и колонн бельэтажа. Маленькая башенка с георгиевским крестом символизирует меч покровителя Каталонии, Святого Георгия, победившего дракона.
Все детали работ Гауди были продуманы до мельчайших подробностей, а декор зданий, витражи, изразцы, ковка, были выполнены лучшими мастерами своего дела. Дом Бальо находится по соседству с домом Амалье и домом Лео Морера, авторства других архитекторов стиля модерн, за неоднородность стиля местные жители назвали этот район «Квартал несогласия».
Дом Мила
Недалеко от дома Бальо, на бульваре Грасиа, расположен еще один шедевр творчества Гауди, дом Мила, последний светский проект архитектора перед тем, как он полностью сосредоточился на строительстве собора Святого Семейства. Дом Мила, прозванный в народе «Педрера» (в переводе с каталонского — каменоломня), имеет не только необычный внешний вид, напоминающий расположенную в окрестностях Барселоны гору Монсеррат, но и продуманное внутреннее устройство, новаторское для своего времени.
Дом оснащен подземным гаражом, внутренними двориками для обеспечения проникновения в квартиры свежего воздуха и дневного света, в проекте была также предусмотрена установка лифта, который, однако, появился намного позже. В мансарде, предназначенной когда-то для стирки и сушки белья, расположена постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Гауди. А одна из квартир 4 этажа представляет собой музей, позволяющий окунуться в атмосферу Барселоны начала 20 века при помощи деталей интерьера и декора того времени, разработанных самим Гауди. Также стоит подняться на крышу-террасу с необычными скульптурными деталями, скрывающими дымоходы, вентиляционные башни и лестничные клетки.